Воспитательная работа

Воспитательная система детского оздоровительного центра охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, общение, влияние социальной, природной, предметно – эстетической среды.

  Цель воспитательной системы – воспитать свободную, творчески развитую, социально ориентированную личность, готовую к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению и способную к самореализации и к саморазвитию.

   Создание в центре условий для развития личности ребёнка – это значит создание условий для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном этапе своей жизни: cамосознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция.

   Задачи воспитательной системы:

·         Формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;

·         Приобщение к национальной и мировой культуре, развитие духовности;

·         Воспитание патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности;

·         Формирование у детей культуры межличностных отношений;

·   Развитие творческих способностей учащихся, навыков самообразования;

·         Воспитание стремления к здоровому образу жизни, развитие детского и юношеского спорта;

·         Профилактика асоциального поведения детей и молодёжи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений;

·         Укрепление взаимодействия с семьями обучающихся;

·         Поддержка детей из неблагополучных семей, семей социального риска, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

   Воспитательную деятельность организует служба воспитания центра, в которую входят: директор центра, заместитель директора по воспитательной работе, педагоги-организаторы.

    Основными ценностями воспитательной деятельности центра является ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности.

   Исходя из цели и задач, в центре складывается такая воспитательная среда, которая предоставляет каждому ребёнку возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, соответствующих личным потребностям.

 В центре используются следующие возможности основного и дополнительного образования:

различные формы работы на занятиях, стимулирующих интеллектуальную, творческую и социальную активность детей;

обсуждение на уроках нравственных и морально-этических аспектов изучаемого материала;

акцент на роли личности в литературных произведениях, исторических событиях, творчестве и т.п.;

использование различных форм внеклассной работы, способствующих воспитанию у детей чувства ответственности за себя и своих товарищей, а также за результат своей работы;

проведение праздников, конкурсов, соревнований;

организация и участие детей в различных акциях.

    Воспитательная работа в центре осуществляется непрерывно, с применением всех доступных образовательных и воспитательных технологий:

  • технология коллективного творческого дела (КТД);
  • технология системного подхода воспитания;
  • технология личностно-ориентированного воспитания;
  • технология самоуправления;
  • использование ИКТ;
  • игровые технологии др.
  • Воспитательная система включает в себя взаимосвязанные блоки, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей детей и формированию ключевых компетентностей:
  • воспитательная работа в процессе обучения;
  • внеурочная деятельность;

Сферы совместной деятельности детей и взрослых, в рамках которых происходит достижение поставленных целей:

· Уроки и внеаудиторная занятость.

· Внеурочные формы общения, проекты, экскурсии, походы.

· Внутриклассная воспитательная работа.

· Общественные формы работы.

· Дополнительное образование.

· Кружки и секции по интересам.

· Ученическое самоуправление.

· Взаимодействие учащихся с социумом.

· Свободное общение учащихся друг с другом и взрослыми.

Воспитательная работа центра реализуется по нескольким направлениям.

1.Воспитание познавательных интересов – это развитие сознательной учебной дисциплины, поднятие престижа образованности, отношение к учёбе как к главному труду, что достигается через контроль посещаемости, через нестандартное проведение уроков, предметные недели, конкурсы, КВНы, научно-практические конференции, интеллектуальные игры, а также посещение библиотек, тематические поездки и экскурсии (на родину писателей, в музеи и т.д.)

2.Патриотическое воспитание – это формирование в ребёнке приверженности важнейшим духовным ценностям и традициям, воспитание любви к Родине, заботы об интересах страны, гордости за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.

3.Художественно-эстетическое воспитание способствует развитию потребности в прекрасном, реализует индивидуальные задатки и способности, прививает любовь к искусству, музыке, литературе и т.д. Это осуществляется через организацию и проведение музыкальных праздников, конкурсов, литературно-художественных презентаций, спектаклей, выставок и др.

4.Нравственное воспитание нацелено на осмысление общечеловеческих ценностей, на осознание личностной причастности к человечеству, понимание своего «я». Это обеспечивают такие мероприятия, как часы общения, психологические тренинги, классные часы на нравственные и этические темы, организация и участие в благотворительных акциях.

5.Трудовое воспитание приучает детей к общественно-полезному труду, ответственности за порученное дело, развивает организаторские способности, формирует бережное отношение к материальным ценностям, созданным трудом других людей. Эта цель достигается в процессе уроков трудового обучения, во время проведения субботников, трудовых десантов по уборке и благоустройству территории центра, дежурств и дежурств по центру, озеленения кабинетов, ремонта книг в школьной библиотеке.

6.Физкультурно-оздоровительное и экологическое воспитание приучает детей к здоровому образу жизни, развивает силу, выносливость и красоту человеческого тела, формирует ответственность за природу и окружающий мир. Эти цели достигаются в процессе проведения спортивных соревнований и участия, организации дней Здоровья, спортивных праздников, эстафет, игровых перемен в начальной школе, физминуток и валеоминуток на уроках, вовлечения детей в спортивные секции, походы, экологические акции, а также через классные часы и массовые мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни, направленные против распространения курения, алкоголизма, наркомании.

7.Миротворческое воспитание способствует социализации детей, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям. Всё это закладывается в детях через совместные с родителями походы, классные часы о чести и благородстве. В центре традиционно проходят праздники, посвящённые Дню матери и 8 марта, Дню защитника Отечества, Дню Победы, Дню защиты детей и др.

8. Экологическое воспитание Целью данного воспитания является бережное отношение к природе, углубление экологических знаний учащихся, развитие эмоциональной волевой сферы, убеждение в возможности решения экологических проблем, стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Формы деятельности

Лекции;

Разработка и защита экологического проекта;

Экотеатр;

Экологический рейд по очистке территории и берега моря.

Важной частью системы воспитательной работы является формирование и укрепление традиций центра.  В центре проводятся праздники, в которых участвуют все ученики центра вместе со взрослыми. Это Праздник первоклассников, День учителя, Новый год, Последний звонок, праздники, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны.

    В центре воспитательной системы – ребенок (формирование ценностных ситуаций, развитие его творческих способностей, формирование мотивации развития, создание ситуации успеха, самореализация личности).